Реализация концепции дополнительного образования детей в современном образовательном пространстве города

  • Автор: Admin
  • пятница, 1 августа, 2014, 10:53
  • Комментариев: 8

 Дополнительное образование является инструментом развития человеческого потенциала страны.

Это становится возможным поскольку, в сравнении с институтом общего образования институт дополнительного образования обладает следующими особенностями:

  • участие в дополнительном образовании на основе добровольного выбора детей (семей) в соответствии с их интересами, склонностями исистемой ценностей;
  • возможность выбора программы, режима ее освоения, смены программ и обучающих организаций, вариативность образовательных траекторий.

Сфера дополнительного образования создает особые возможности для развития образования в целом, в том числе для опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны. Фактически оно является инновационной площадкой для отработки образовательных программ, моделей и технологий будущего.

Ряд последних мероприятий и принятых документов федерального, регионального и муниципального уровня свидетельствует о целенаправленной работе по сохранению и совершенствованию системы дополнительного образования детей.

Отмечаются основные результаты, характеризующие эффективное развитие муниципальной системы дополнительного образования детей:

  • Ø - увеличен охват детей и молодежи в возрасте от 5 до 18 лет

за 3 года (11,5%) с  22723 до 25318 чел. в том числе детей, состоящих на всех видах профилактического учета;

  • Ø - разработаны и реализуются дополнительные образовательные

программы основанные на использовании элементов личностно-ориентированных педагогических технологий, проектной методике, теории решения изобретательских задач;

  • Ø - выстроена система методических мероприятий, направленная

на повышение уровня профессиональной компетентности педагогов

дополнительного образования.

ü     Отработана система  координации методической деятельности УДОД на уровне города:

         -на основе анализа методического обеспечения образовательного процесса УДОД       определяется  проблема, над которой работаем в течение года;

-составляется ежегодный координационный плангородских методических мероприятий УДОД;

- на начало каждого учебного года выпускается сборник Положений городских конкурсов профессионального мастерства педагогов дополнительного образования;

ü     Укрепляется связь науки с практикой дополнительного образования детей (Дворец пионеров, ЦРТДЮ "Радость", ЦРТДЮ «Созвездие», ЦРТДЮ «Искра», ЦДТТ). К работе на договорной основе привлекаются научно-педагогические кадры ОГТИ, что позитивно отражается на качестве образовательного процесса в учреждениях;

ü     Образовательный процесс в большинстве УДОД обеспечен программными материалами, содержание которых отвечает современным требованиям (МО РФ 2006г.). Продолжается работа по  формированию банка программ дополнительного образования детей, который ежегодно пополняется  (более 70 программ - победители и лауреаты конкурсов авторских программ городского, регионального и российского уровней);

ü Совершенствуется методическое руководство учебными занятиями, разрабатываются рациональные формы планирования, организации и контроля полученных результатов; подготовка методических рекомендаций по организации учебно-воспитательного процесса, деятельности детских объединений, по составлению методических материалов в помощь педагогам.

ü Создан банк методических материалов  педагогов дополнительного образования

ü    Создан и ежегодно пополняется банк ИПМ «Передовой  педагогический  опыт» 

 

  • развитие конкурсного движения

Сегодня можно констатировать факт того, что активизировалось участие педагогов    дополнительного образования детей в городских конкурсах педагогического мастерства.

Рост профессиональной компетентности педагогов прослеживается через результаты конкурсов: «Сердце отдаю детям»; авторских программ в системе дополнительного образования; конкурсов  методических материалов, которые стали традиционными в нашем городе.

Учреждения дополнительного образования детей нашего города  (Дворец пионеров, ЦРТДЮ «Радость», ЦРТДЮ «Искра», ЦРТДЮ «Созвездие») – активные участники областных, российских конкурсов в системе дополнительного образования детей.

 

Конкурс УДОД, активно внедряющих инновационные образовательные программы на грант Губернатора(участвовали все многопрофильные учреждения:Дворец пионеров- 2010 г; ЦРТДЮ «Радость»- 2012 г.; ЦРТДЮ «Искра» -2013г.; ЦРТДЮ «Созвездие»- 2014г.;

Конкурс профессионального мастерства педагогов дополнительного образования системы образования «Сердце отдаю детям» на соискание премий Губернатора ( Роменкова Н.В., педагог дополнительного образования Дворца пионеров- победитель в номинации «социально-педагогическая» и финалист Х Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям»-2014г).;

Областной конкурс авторских образовательных программ дополнительного образования детей(ОП «Вахта Памяти-Пост№1»-автор Сазонкина М.Н.- победитель областного конкурса-2013г; ОП «Школа оркестровой музыки» - автор Сахарова О.В. – победитель Всероссийского конкурса 2010г.);

 

  • Ø - сформирована система выявления и поддержки одаренных детей

УДО города плодотворно работают с одаренными детьми. В учреждениях (многопрофильных) выработана система индивидуальных образовательных маршрутов в 2013 году -326,  в 2014 году- 418,  из года в год число воспитанников, занимающихся по ИОМ растет за счет развития индивидуальной  исследовательской деятельности по различным профилям.

  • Ø - высокая результативность участия воспитанников УДОД в

мероприятиях всероссийского и международного уровня

 

 

Область

Россия

Международный уровень

2012 г. – 1001 диплом победителей

641

173

187

2013 г. – 1065 диплом победителей

678

191

196

2014 г. -1220 дипломов и грамот

524

387

309

 

Выполнили нормативы кандидатов в мастера спорта:

  • по легкой атлетике воспитанник ДЮСШ-2 Харитонов Кирилл,
  • по трассовому моделизму Нестеренко Антон  (Дворец пионеров и школьников»,
  • по радосвязи воспитанники СЮТ -Алиева Елена, Середавин Дмитрий, Бурданов Кирилл,
  • дзюдо - Бакалов Артем, Попов Евгений (Дворец пионеров)

Выполнил норматив мастера спорта школьников воспитанник Дворца пионеров  объединения «Трассовый автомоделизм» - Шапенков Александр

1 юношеский разряд по полиатлону – 2 человека (Дворец пионеров)

3 разряд по полиатлону - 4 человека (Дворец пионеров).

 

 

Сохраняется стабильный рост числа одаренных воспитанников УДО (615 чел.). В 2013-2014 уч. году учащимися учреждений дополнительного образования  получены премии и гранты:

Дворец пионеров и школьников:

Емельянова Виктория (АНИ "Веселые струнки")  - Лауреат премии по поддержке талантливой молодежи, установленной Указом Президента РФ  в рамках  национального проекта "Образование";

- Дубинин Кирилл (секция «Палеонтология»)  – Лауреат Премии в поддержку талантливой молодежи, победитель Всероссийской олимпиады «Земля и человек»;

- Шапенков Александр («Трассовый автомоделизм») – грант Министерства образования и науки  России.

 

ДЮСШ-2

Харитонов Кирилл и его тренер Краповницкая Л.П.. гранд Губернатора области

ЦРТДЮ «Созвездие»

Ткаченко Анастасия, Купчик Ульяна, Шарипова Софья награждены  премиями главы города Орска .

 

ЦРТДЮ «Радость»

-  Бондаренко Екатерина  (педагог Милешина Г.В) объединение «Крой и шитье» за высокие достижения награждена путевкой в Анапу.

 

В то же время в развитии  муниципальной  системы дополнительногообразования детей, имеется ряд проблем:

- остаточный принцип финансирования учреждений дополнительного образования на муниципальном уровне сдерживает эффективное развитие материально-технической базы и внедрение инновационных образовательных технологий (износ оборудованияресурсоемких творческих объединений вУДОД области составляет более50%);

- недостаточно развиты творческие объединения технического-7,8%, туристско-краеведческого -5,9% профилей,

- незначительный охват курсовой подготовкой педагогов дополнительного образования области (с 2011 по 2013 годы 14% педагогов дополнительного образования прошли курсовую подготовку в ИПКиППРО ФГБОУВПО ОГПУ, при обязательном - в 25%);

- низкая заработная плата молодых педагогов дополнительного образования, которая не позволяет привлечь в систему квалифицированных специалистов (психологов,социальных педагогов, педагогов с инженерно-техническим образованием,туристско-краеведческого направления, тренеров по адаптивной физической культуре и по отдельным видам спорта);

- недостаточно активное внедрение инновационных образовательно-педагогических моделей и служб сопровождения образовательной деятельности (маркетинговой, социально-педагогической, методической, психологической).

Задачи и перспективные направления развития муниципальной системы  дополнительного образования

ü Повышение доступности программ дополнительного образования, в т.ч. для особых категорий детей.Расширение спектра программ дополнительного образования

Значимой остается работа по модернизации программного обеспечения; корректировке образовательных программ с учетом социально-культурного потенциала ФГОС второго поколения и тех содержательных направлений, которые могут быть учтены в дополнительных образовательных программах.

ü Развитие системы регулирования качества дополнительного образования

Внедрение инструментов стимулирования обновления образовательных программ дополнительного образования, выявления и распространения лучших практик (путем выделения грантов, проведения конкурсов, повышения квалификации на стажировочных площадках).

ü Повышение эффективности деятельности организаций дополнительного образования

ü Развитие сферы «неформальной педагогики:молодежных и детских общественных объединений, творческих сообществ, волонтерских, просветительских проектов.

Сегодня  на базе Дворца пионеров расширяет  сферу деятельности Центр поддержки детских и юношеских общественных организаций. Планируется реализация образовательной программы, направленной на обучение членов детского школьного самоуправления.

Особо уделить внимание внедрению моделей и проектов организации летнего образовательного отдыха ( планируется многоплановое широкое сотрудничество Дворца пионеров с ДОЛ «Дружба»)

ü Расширение участия негосударственного сектора в оказании услуг дополнительного образования

ü Модернизация инфраструктуры дополнительного образования

 

           Таким  образом, в условиях изменяющейся социокультурной и экономической ситуации, изменяющегося законодательства в сфере образования, определяется новый статус дополнительного образования, которое должно быть ориентировано на реализацию социального заказа, формируемого различными социальными субъектами, в том числе родителями (законными представителями) и обучающимися.

Похожие статьи

Комментариев: 0| Добавить комментарий

Добавить комментарий

Обязательные поля помечены *. Ваш e-mail не опубликуется.