Дополнительное образование является инструментом развития человеческого потенциала страны.
Это становится возможным поскольку, в сравнении с институтом общего образования институт дополнительного образования обладает следующими особенностями:
- участие в дополнительном образовании на основе добровольного выбора детей (семей) в соответствии с их интересами, склонностями исистемой ценностей;
- возможность выбора программы, режима ее освоения, смены программ и обучающих организаций, вариативность образовательных траекторий.
Сфера дополнительного образования создает особые возможности для развития образования в целом, в том числе для опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны. Фактически оно является инновационной площадкой для отработки образовательных программ, моделей и технологий будущего.
Ряд последних мероприятий и принятых документов федерального, регионального и муниципального уровня свидетельствует о целенаправленной работе по сохранению и совершенствованию системы дополнительного образования детей.
Отмечаются основные результаты, характеризующие эффективное развитие муниципальной системы дополнительного образования детей:
- Ø - увеличен охват детей и молодежи в возрасте от 5 до 18 лет
за 3 года (11,5%) с 22723 до 25318 чел. в том числе детей, состоящих на всех видах профилактического учета;
- Ø - разработаны и реализуются дополнительные образовательные
программы основанные на использовании элементов личностно-ориентированных педагогических технологий, проектной методике, теории решения изобретательских задач;
- Ø - выстроена система методических мероприятий, направленная
на повышение уровня профессиональной компетентности педагогов
дополнительного образования.
ü Отработана система координации методической деятельности УДОД на уровне города:
-на основе анализа методического обеспечения образовательного процесса УДОД определяется проблема, над которой работаем в течение года;
-составляется ежегодный координационный плангородских методических мероприятий УДОД;
- на начало каждого учебного года выпускается сборник Положений городских конкурсов профессионального мастерства педагогов дополнительного образования;
ü Укрепляется связь науки с практикой дополнительного образования детей (Дворец пионеров, ЦРТДЮ "Радость", ЦРТДЮ «Созвездие», ЦРТДЮ «Искра», ЦДТТ). К работе на договорной основе привлекаются научно-педагогические кадры ОГТИ, что позитивно отражается на качестве образовательного процесса в учреждениях;
ü Образовательный процесс в большинстве УДОД обеспечен программными материалами, содержание которых отвечает современным требованиям (МО РФ 2006г.). Продолжается работа по формированию банка программ дополнительного образования детей, который ежегодно пополняется (более 70 программ - победители и лауреаты конкурсов авторских программ городского, регионального и российского уровней);
ü Совершенствуется методическое руководство учебными занятиями, разрабатываются рациональные формы планирования, организации и контроля полученных результатов; подготовка методических рекомендаций по организации учебно-воспитательного процесса, деятельности детских объединений, по составлению методических материалов в помощь педагогам.
ü Создан банк методических материалов педагогов дополнительного образования
ü Создан и ежегодно пополняется банк ИПМ «Передовой педагогический опыт»
- развитие конкурсного движения
Сегодня можно констатировать факт того, что активизировалось участие педагогов дополнительного образования детей в городских конкурсах педагогического мастерства.
Рост профессиональной компетентности педагогов прослеживается через результаты конкурсов: «Сердце отдаю детям»; авторских программ в системе дополнительного образования; конкурсов методических материалов, которые стали традиционными в нашем городе.
Учреждения дополнительного образования детей нашего города (Дворец пионеров, ЦРТДЮ «Радость», ЦРТДЮ «Искра», ЦРТДЮ «Созвездие») – активные участники областных, российских конкурсов в системе дополнительного образования детей.
Конкурс УДОД, активно внедряющих инновационные образовательные программы на грант Губернатора(участвовали все многопрофильные учреждения:Дворец пионеров- 2010 г; ЦРТДЮ «Радость»- 2012 г.; ЦРТДЮ «Искра» -2013г.; ЦРТДЮ «Созвездие»- 2014г.;
Конкурс профессионального мастерства педагогов дополнительного образования системы образования «Сердце отдаю детям» на соискание премий Губернатора ( Роменкова Н.В., педагог дополнительного образования Дворца пионеров- победитель в номинации «социально-педагогическая» и финалист Х Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям»-2014г).;
Областной конкурс авторских образовательных программ дополнительного образования детей(ОП «Вахта Памяти-Пост№1»-автор Сазонкина М.Н.- победитель областного конкурса-2013г; ОП «Школа оркестровой музыки» - автор Сахарова О.В. – победитель Всероссийского конкурса 2010г.);
- Ø - сформирована система выявления и поддержки одаренных детей
УДО города плодотворно работают с одаренными детьми. В учреждениях (многопрофильных) выработана система индивидуальных образовательных маршрутов в 2013 году -326, в 2014 году- 418, из года в год число воспитанников, занимающихся по ИОМ растет за счет развития индивидуальной исследовательской деятельности по различным профилям.
- Ø - высокая результативность участия воспитанников УДОД в
мероприятиях всероссийского и международного уровня
|
Область |
Россия |
Международный уровень |
2012 г. – 1001 диплом победителей |
641 |
173 |
187 |
2013 г. – 1065 диплом победителей |
678 |
191 |
196 |
2014 г. -1220 дипломов и грамот |
524 |
387 |
309 |
Выполнили нормативы кандидатов в мастера спорта:
- по легкой атлетике воспитанник ДЮСШ-2 Харитонов Кирилл,
- по трассовому моделизму Нестеренко Антон (Дворец пионеров и школьников»,
- по радосвязи воспитанники СЮТ -Алиева Елена, Середавин Дмитрий, Бурданов Кирилл,
- дзюдо - Бакалов Артем, Попов Евгений (Дворец пионеров)
Выполнил норматив мастера спорта школьников воспитанник Дворца пионеров объединения «Трассовый автомоделизм» - Шапенков Александр
1 юношеский разряд по полиатлону – 2 человека (Дворец пионеров)
3 разряд по полиатлону - 4 человека (Дворец пионеров).
Сохраняется стабильный рост числа одаренных воспитанников УДО (615 чел.). В 2013-2014 уч. году учащимися учреждений дополнительного образования получены премии и гранты:
Дворец пионеров и школьников:
- Емельянова Виктория (АНИ "Веселые струнки") - Лауреат премии по поддержке талантливой молодежи, установленной Указом Президента РФ в рамках национального проекта "Образование";
- Дубинин Кирилл (секция «Палеонтология») – Лауреат Премии в поддержку талантливой молодежи, победитель Всероссийской олимпиады «Земля и человек»;
- Шапенков Александр («Трассовый автомоделизм») – грант Министерства образования и науки России.
ДЮСШ-2
Харитонов Кирилл и его тренер Краповницкая Л.П.. гранд Губернатора области
ЦРТДЮ «Созвездие»
Ткаченко Анастасия, Купчик Ульяна, Шарипова Софья награждены премиями главы города Орска .
ЦРТДЮ «Радость»
- Бондаренко Екатерина (педагог Милешина Г.В) объединение «Крой и шитье» за высокие достижения награждена путевкой в Анапу.
В то же время в развитии муниципальной системы дополнительногообразования детей, имеется ряд проблем:
- остаточный принцип финансирования учреждений дополнительного образования на муниципальном уровне сдерживает эффективное развитие материально-технической базы и внедрение инновационных образовательных технологий (износ оборудованияресурсоемких творческих объединений вУДОД области составляет более50%);
- недостаточно развиты творческие объединения технического-7,8%, туристско-краеведческого -5,9% профилей,
- незначительный охват курсовой подготовкой педагогов дополнительного образования области (с 2011 по 2013 годы 14% педагогов дополнительного образования прошли курсовую подготовку в ИПКиППРО ФГБОУВПО ОГПУ, при обязательном - в 25%);
- низкая заработная плата молодых педагогов дополнительного образования, которая не позволяет привлечь в систему квалифицированных специалистов (психологов,социальных педагогов, педагогов с инженерно-техническим образованием,туристско-краеведческого направления, тренеров по адаптивной физической культуре и по отдельным видам спорта);
- недостаточно активное внедрение инновационных образовательно-педагогических моделей и служб сопровождения образовательной деятельности (маркетинговой, социально-педагогической, методической, психологической).
Задачи и перспективные направления развития муниципальной системы дополнительного образования
ü Повышение доступности программ дополнительного образования, в т.ч. для особых категорий детей.Расширение спектра программ дополнительного образования
Значимой остается работа по модернизации программного обеспечения; корректировке образовательных программ с учетом социально-культурного потенциала ФГОС второго поколения и тех содержательных направлений, которые могут быть учтены в дополнительных образовательных программах.
ü Развитие системы регулирования качества дополнительного образования
Внедрение инструментов стимулирования обновления образовательных программ дополнительного образования, выявления и распространения лучших практик (путем выделения грантов, проведения конкурсов, повышения квалификации на стажировочных площадках).
ü Повышение эффективности деятельности организаций дополнительного образования
ü Развитие сферы «неформальной педагогики:молодежных и детских общественных объединений, творческих сообществ, волонтерских, просветительских проектов.
Сегодня на базе Дворца пионеров расширяет сферу деятельности Центр поддержки детских и юношеских общественных организаций. Планируется реализация образовательной программы, направленной на обучение членов детского школьного самоуправления.
Особо уделить внимание внедрению моделей и проектов организации летнего образовательного отдыха ( планируется многоплановое широкое сотрудничество Дворца пионеров с ДОЛ «Дружба»)
ü Расширение участия негосударственного сектора в оказании услуг дополнительного образования
ü Модернизация инфраструктуры дополнительного образования
Таким образом, в условиях изменяющейся социокультурной и экономической ситуации, изменяющегося законодательства в сфере образования, определяется новый статус дополнительного образования, которое должно быть ориентировано на реализацию социального заказа, формируемого различными социальными субъектами, в том числе родителями (законными представителями) и обучающимися.
Комментариев: 0| Добавить комментарий