Информатизация образования

  • Автор: ASPetrov
  • четверг, 8 апреля, 2021, 9:51
  • Комментариев: 0

Информатизация образования.

  1. Информатизация образования ее влияние на общество и образование.
  2. Требования к специалисту XXI века.
  3. Переход от технологического подхода к средовому.

Информатизация в широком смысле слова представляет собой процесс перестройки жизни общества на основе все более полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех общественно значимых видах человеческой деятельности. 

Этот процесс включает в себя перестройку орудийной основы человеческой деятельности в различных предметных областях на основе повсеместного распространения новых информационных технологий (НИТ).

Отличительной чертой этого процесса является смена доминирующего вида деятельности в сфере общественного производства. Подобно тому, как в ХIХ веке большинство развитых стран мира совершили переход от аграрного к индустриальному этапу своего развития, в наше время они осуществляют переход от индустриального к информационному этапу. Информация становится таким же стратегическим ресурсом общества, как продукты питания, промышленные товары или энергетические ресурсы. Разворачивающийся на наших глазах новый этап научно-технического развития человеческой цивилизации, начало которого принято отсчитывать со второй половины ХХ века, обычно называют информатизацией общества. Его отличительная черта - широкого распространение «высоких технологий» (микроэлектроника, биотехнология и т.п.).

Информатизация как материальный процесс состоит в строительстве инфосферы – глобальной инфраструктуры электронных средств хранения, обработки и передачи информации, которая представляет собой в обществе аналог центральной нервной системы.

Информационная оснащенность, масштабы и эффективность использования средств вычислительной техники вошли в наше время в число важнейших показателей уровня научно-технического прогресса. Отставание в этой области грозит чрезвычайно неприятными последствиями, вплоть до утраты позиций страны. Ликвидация сложившегося отставания, развитие достаточно устойчивой противоположной тенденции является сегодня одной из важнейших стратегических задач.

Необходимым условием для создания такой тенденции, а в перспективе и для ликвидации имеющегося отставания является внедрение средств вычислительной техники (ВТ) и НИТ в различные сферы человеческой деятельности, качественная перестройка системы образования, широкая просветительская грамотность населения, массовая подготовка специалистов в области информатики. Все это ставит информатизацию образования в ряд первоочередных задач.

Разворачивающаяся на наших глазах третья промышленная революция, ведущая к «вытеснению» человека из области промышленного производства за счет автоматизации и роботизации этой деятельности, по-новому ставит вопрос о духовной и профессиональной состоятельности выпускников учебных заведений, заставляет переосмыслить наши представления о содержании общего образования. Если еще недавно основная часть реализуемого в обществе труда носила репродуктивный характер, то сегодня доля творческого труда быстро возрастает. В течение трудовой жизни подавляющему большинству участников производства предстоит неоднократно изменять свою квалификацию, пополнять знания, осваивать новые виды деятельности. Поэтому информационное общество также часто называют «обучающимся обществом».

В ближайшие десятилетия ведущими, постоянно действующими факторами научно-технической революции останутся интеллектуализация и гуманизация труда, повышение его технической вооруженности, расширение индивидуальных возможностей, повышение личной значимости и ответственности каждого участника производства.

Научно-технический прогресс постоянно ставит перед образованием новые, все более сложные задачи по обучению и воспитанию молодежи и одновременно порождает все более совершенные средства. Наиболее многообещающей среди них сегодня является НИТ, и прежде всего ее материальная основа-компьютер. Будучи основным техническим средством информатизации жизни общества, они являются весьма перспективным инструментом перестройки образования, осуществляемой в связи с изменением его целей и содержания, повышением качества, широким распространением педагогики сотрудничества.

Информатизация жизни общества и связанное с нею широкое распространение средств вычислительной техники оказывают заметное влияние на содержание образования, предоставляют в распоряжение участников учебно-воспитательного процесса новые технические средства учения и обучения, стимулируют создание автоматизированных информационных систем для решения задач управления образованием.

НИТ представляет собой инструмент, позволяющий педагогам качественно изменить методы и формы своей работы и на этой основе:

- полнее сохранять и развивать индивидуальные способности учащихся, побуждать каждого развивать присущее ему сочетание личностных качеств;

- сосредоточивать основное внимание на формировании у учащихся познавательных способностей, развитой учебной деятельности, поддерживать и развивать стремление к самосовершенствованию;

- усилить междисциплинарные связи обучении, комплексность изучения явлений действительности, обеспечить неразрывные взаимосвязи между естествознанием и техникой, гуманитарными науками и искусством;

- осуществлять постоянное динамичное обновление организации учебного процесса, форм и методов его осуществления.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что информатизация образования не самоцель. НИТ представляет собой новое мощное средство повышения производительности умственного труда, позволяющее найти решения насущных педагогических проблем, которые невозможно решить другими средствами.

Итак, информатизация образования является составной частью глобального процесса информатизации, разворачивающегося в нашем обществе. Учитывая определяющую роль человеческого фактора в этом процессе, система образования играет определяющую роль в создании и развитии экономического и культурного потенциала страны.

Главный ресурс информатизации квалифицированные педагогические кадры, обеспечивающие формирование и распространение информационной культуры. Поэтому первая задача централизованных программ – поддержка точек опережающего роста, развитие исследовательских проектов создание прообразов учебных заведений завтрашнего дня. Вместе с тем эти программы должны предоставлять возможность участвовать в строительстве информационной культуры каждому педагогу, который хочет и может внести свой вклад в этот процесс. Развитие теледоступа к автоматизированным банкам данных электронной почты, спутниковой связи делает решение этой задачи реальным.

В настоящее время складывается представление о единой непрерывной системе подготовки в области информатики, включающей в себя общеобразовательную основу и проводимое на его основе профессиональное обучение. Принято выделять три уровня приобщенности человека к миру вычислительной техники: компьютерная осведомленность, компьютерная грамотность и готовность к использованию компьютера в профессиональной деятельности.

В документах национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» обозначено, что «школа является критически важным элементом» в процессе модернизации и инновационного развития – единственного пути, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21 века. И в центре этих преобразований важную роль играют «новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию, чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников».

На пути строительства новой школы придется решительно выделить приоритеты, ибо в основе новой школы – руководитель-менеджер, умеющий управлять новой школой      и компетентный, широко образованный новый учитель с высоким общественным статусом, эффективно организующий учебно-воспитательный процесс.

Концепция модернизации образования, определила основные направления и этапы важного процесса развития нашего общества - "подготовка педагогических кадров нового поколения и формирование принципиально новой культуры педагогического труда", подготовка педагогов, обладающих высокой квалификацией и необходимой информационной культурой с тем, чтобы они были готовы и умели применять новые информационные технологии в процессе обучения и управления образованием.

В этих условиях акцент, сделанный Президентом России на необходимости формирования нового поколения учителей, не случаен.

В своё время ещё Константин Дмитриевич Ушинский дал исчерпывающую образную характеристику общественного значения профессии учителя, актуальную и по сей день.

 Государство, осознавая роль учителя в современном обществе, предпринимает последовательные шаги для формирования нового облика школ, создания качественных условий для творческого педагогического труда, эффективного обучения и воспитания подрастающего поколения.

В ситуации изменений, происходящих в образовании, все более значимым для педагога становится повышение квалификации и профессиональной переподготовки.

         Реформирование современного образования предъявляет новые требования к педагогическим кадрам. Модель преподавателя ХХI века предполагает, прежде всего профессиональную, компетентную, творчески развитую личность, в которой доминируют духовно-нравственные и деловые качества. Она включает личностную ориентацию педагогической деятельности, умение ставить и решать задачи гуманистического образования, организовывать совместный поиск ценностей и норм поведения, уважительного отношения к культурной самоидентификации учащегося. Свободно и активно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и соответственно моделирующий воспитательно-образовательный процесс педагог является гарантом решения поставленных задач. Приоритетной задачей системы повышения квалификации на современном этапе, согласно Концепции модернизации российского образования, становится повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического коллектива, соответствующего запросам современной жизни. Сегодня повысился спрос на высококвалифицированную, творчески работающую, социально активную и конкурентоспособную личность педагога, способную воспитывать социализированную личность в быстроменяющемся мире. Существуют определенные квалификационные характеристики учителя, общие требования к специалисту, должностные и функциональные обязанности педагога и т.д.

А какие качества учителя могут указывать на то, что педагог является профессионально компетентным и уровень его компетентности соответствует требованиям инновационной педагогики.

 Какой труд учителя можно считать профессионально компетентным?

 Профессионально-компетентным является такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании учащихся. Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности учителя, формирование готовности к принятию нового, развитие и восприимчивости к педагогическим инновациям. От уровня профессионализма педагогов, их способности к непрерывному образованию напрямую зависят результаты социально-экономического и духовного развития общества.

Современный учитель является одновременно преподавателем, воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения с учениками, их родителями и коллегами, исследователем педагогического процесса, консультантом, просветителем и общественником. Он постоянно повышает уровень своего профессионализма и педагогического мастерства, ведет творческий поиск нового.

Думаю, вы согласитесь, что понимание роли учителя как ретранслятора знаний осталось в прошлом. Главное сегодня – выявление и развитие способностей каждого ребёнка, формирование у детей и подростков широкого круга компетенций, в первую очередь социальных. Иными словами, активным, творческим, интеллектуально развитым современным детям нужен новый учитель, который поможет им стать успешными в высокотехнологичном, конкурентном мире. Компетентный специалист, на высоком уровне владеющий современными образовательными и информационными технологиями, способный на практике применять глубокие познания в области педагогики и психологии, – таков в общих чертах портрет современного учителя.

Не первый год система образования России претерпевает свою модернизацию в целях повышения качества подготовки будущих специалистов. Также в настоящее время происходит широкая информатизация всех процессов, протекающих в профессиональной школе. Лаборатория информатизации Института педагогики и психологии профессионального образования РАО предложила информационно-средовой подход к модернизации образования.

Информационно-средовой подход заключается в системной интеграции науки, образования и производства, призванных обеспечивать необходимые и достаточные условия функционирования соответствующей информационной среды, способствующие развитию и саморазвитию ее объектов и функций, а также координации процесса и результатов деятельности субъектов системы профессионального образования в направлении ее модернизации.

Информационная среда определяется как совокупность условий, обеспечивающих осуществление информационной деятельности субъектов в социуме в целом.

Информационно-образовательная среда школы— это пространственно образовательная информационная инфраструктура профессионального образования, адекватная условиям ее функционирования на следующих уровнях: международном и федеральном, регионально-отраслевом, институциональном, предметно- дисциплинарном и личностном.

Информационная образовательная среда

  • Новые цели и ценности проектируемой среды.
  • Проектирование электронной ресурсной базы.
  • Управление образовательной деятельностью в сетевой среде.
  • Образовательная коммуникация в сетевой среде.

Конец XX - начало XXI века отмечены бурным развитием информационных технологий, беспрецедентными темпами изменения информационного пространства. Информатизация различных сфер общественной жизни давно уже превратилась в обычное явление. Компьютеры перестали быть экзотикой, а компьютерная грамотность - достоянием посвященных. Вопросы проектирования информационных сред и организации управления ими стали повседневными вопросами менеджмента в любой сфере деятельности, не исключая и образования.

Известно, что информационные процессы оказывают влияние на все стороны жизнедеятельности образовательной системы: на содержание образования и воспитания, на деятельность педагогических и вспомогательных кадров, на решение финансово-хозяйственных вопросов, а также определяют систему ориентиров и точек роста образовательной системы в целом. Это связано в первую очередь с тем, что образовательный процесс, представляющий собой педагогически организованное взаимодействие его участников является также информационным процессом, связанным с производством, хранением, обменом и потреблением различной информации. В силу этого обстоятельства среду, в которой он протекает, можно рассматривать в качестве информационной среды. Однако внедрение информационных технологий в любой сфере деятельности имеет существенные отличия от информационной среды в образовательном учреждении, особенностью которой является наличие трех компонентов:

  • программно-аппаратной организации информационной среды;
  • учебно-методического наполнения ее информационных ресурсов;
  • организации деятельности педагогического коллектива в самой среде.

Информационная среда образовательного учреждения характеризуется рядом необходимых признаков и свойств:

  1. Выступает условием и средством сложных взаимодействий типа "человек - техника", "человек - человек", "человек - знаковая система", "человек - художественный образ". Процессуальный и результативный аспекты этих взаимодействий, направленных на совершенствование человеческой личности, переживаются участниками педагогического процесса и имеют четкую ценностную ориентацию.
  2. Является системным объектом и развивается как открытая самоорганизующаяся система в соответствии с логикой и закономерностями собственного развития, а также в неразрывной связи с развитием педагогической системы образовательного учреждения.
  3. Развитие информационной среды связано с постоянным повышением уровня ее организации и технического оснащения.
  4. Единство и целостность структуры информационной среды, определяемые единством педагогических целей, взаимосвязью решаемых педагогических задач и взаимодействием участников образовательного процесса. В каждом отдельном случае информационная среда решает уникальный комплекс задач.

В то же время любая информационная среда образовательного учреждения должна включать в себя инвариантные компоненты, обеспечивающие информатизацию основных видов деятельности:

  • образовательной (учебно-воспитательного процесса);
  • управления: образовательным процессом, контингентом обучающихся, кадрами, ресурсами;
  • обеспечения коммуникации.

Объективно любая информационная среда образовательного учреждения должна обеспечивать:

  • наличие единой базы данных;
  • однократный ввод данных с возможностью их последующего редактирования;
  • многопользовательский режим использования данных;
  • разграничение прав доступа к данным;
  • использование одних и тех же данных в различных приложениях и процессах;
  • возможность обмена данными между различными прикладными программами без выполнения операций экспорта-импорта.

Учитывая тот факт, что информационная среда позволяет решить комплексную задачу интеграции информационных процессов, характерных для основных видов деятельности образовательного учреждения, вполне допустимо применение понятия "Единая Информационная Среда" (ЕИС) образовательного учреждения, рассматриваемая в качестве педагогически и технически организованной сферы информационного взаимодействия участников образовательного процесса.

Информационная среда образовательного учреждения может рассматриваться не только в качестве компонента информационных сред более высокого уровня организации (района, города), но и как модель развития информационной среды образовательной системы вообще, поскольку именно в условиях образовательного учреждения осуществляются основные виды деятельности: обучение, воспитание и развитие личности детей.

Итак, построение единой информационной среды (ЕИС) является главной задачей, которую в рамках развития процессов информатизации решает каждое образовательное учреждение.

ЕИС образовательного учреждения - это система, которая: включает материально-технические, информационные и кадровые ресурсы; обеспечивает автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согласованную обработку и использование информации, полноценный информационный обмен; предполагает наличие нормативно-организационной базы, технического и методического сопровождения.

Типовая организационная структура ЕИС образовательного учреждения включает:

  • центральный выделенный сервер для хранения единой базы данных образовательного учреждения и иных информационных ресурсов общего доступа;
  • компьютерные классы для преподавания курса информатики, для компьютерной поддержки общеобразовательных предметов, для организации внеклассной работы;
  • передвижные и/или статичные демонстрационные комплексы;
  • автоматизированные рабочие места для административных работников, для сотрудников социально-психологической службы, для библиотеки, для методической работы, в учебных предметных кабинетах;
  • медиатеку, школьный Интернет-центр и информационно-аналитический центр.

Техническую инфраструктуру ЕИС образовательного учреждения составляют:

  • компьютерная техника (компьютерные классы, отдельные компьютеры, выделенный сервер);
  • периферийное и проекционное оборудование (принтеры, сканеры, проекторы и др.);
  • телекоммуникационное оборудование (модемы, маршрутизаторы и др.)
  • локальная вычислительная сеть;
  • системное программное обеспечение.

Информационная инфраструктура ЕИС образовательного учреждения складывается из:

  • программного обеспечения общего назначения (текстовые и графические редакторы, электронные таблицы и др.);
  • программного обеспечения для автоматизации деятельности различных служб (для учета учащихся и родителей, для кадрового учета, для составления расписания, для анализа успеваемости, для автоматизации библиотеки и др.);
  • программно-методического обеспечения для организации учебно-воспитательного процесса (обучающие и развивающие компьютерные программы, электронные справочники, мультимедийные энциклопедии и др.)
  • информационных ресурсов образовательного учреждения (единая база данных, учебно-методические банки данных, мультимедийные учебные разработки, хранилище документов, Web-сайт).

Нормативно-организационное обеспечение ЕИС образовательного учреждения включает:

  • программу информатизации образовательного учреждения, в которой описываются основные цели, задачи и этапы информатизации, приводится план мероприятий и план развития технической инфраструктуры на текущий учебный год;
  • планы реализации тех образовательных проектов, которые образовательное учреждение осуществляет в данный момент;
  • распределение функций между сотрудниками образовательного учреждения, в том числе по управлению процессами информатизации, по техническому и методическому сопровождению, по обучению и консультированию, по внедрению информационных технологий в образовательную практику;
  • регламентирующие документы, в том числе права и обязанности пользователей ЕИС, графики работы компьютерного оборудования.

Информационная среда образовательного учреждения должна быть единой, выполнять как образовательные, так и управленческие функции. Это связано с тем, что большая часть информации, используемой в управленческой деятельности школы, носит открытый характер (расписание, образовательные программы и т. п.)

Похожие статьи

Комментариев: 0| Добавить комментарий

    Добавить комментарий

    Обязательные поля помечены *. Ваш e-mail не опубликуется.