Реализация Программы развития воспитательной компоненты в образовательных организациях города средствами школьного и дополнительного образования, организационно-управленческих форм и методического сопровождения процесса воспитания учащейся молодежи

  • Автор: Admin
  • пятница, 1 августа, 2014, 10:53
  • Комментариев: 2

Правовая основа развития воспитания в современной России находит отражение в текстах Закона «Об образовании», Национальной доктрины образования в Российской Федерации до 2025 года, Указе Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» (№ 761 от 01.06.2012г.),  государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 г.г.,  проекте  Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»,  ФГОС нового поколения.

Воспитательный процесс – прежде всего деятельность, связанная с формированием социально-значимых качеств личности, активной жизненной позиции. Примеров успешной реализации данных задач в системе образования города немало:

- сложилась система патриотического воспитания школьников, улучшилась военно-патриотическая подготовка школьников к службе в армии посредством активизации деятельности кадетского движения города Орска. Сегодня на базе 10 общеобразовательных  школ действуют казачье-кадетские классы с общим охватом 731 человек.

- образовательные учреждения города Орска взаимодействуют с представителями Орской епархии православной церкви. Представители  епархии приглашаются на мероприятия патриотической направленности: Торжественное мероприятие, посвящённое празднованию Дню Святого Георгия Победоносца;  День принятия присяги на верность Родине, где  ребята присягают на верность служения Родине; Традиционный ежегодный  городской  слет кадетов, выпуск из кадетского класса. В четвертых классах школ города введен  учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики».

- усилились интеграционные процессы общего и дополнительного образования, следствием чего явились реализация ФГОС, активизация исследовательской деятельности школьников, рост числа творчески одаренных детей и их достижений на Всероссийском и международном уровнях;

 - получило дальнейшее развитие волонтерское движение среди школьников (ЦРТДЮ «Радость», «Искра», гимн. № 3, шк. № 31,);

 -  на базе Дворца пионеров и школьников эффективно действует Городская ассоциация детских и юношеских общественных объединений “ ЮнгОр”, в состав которой входит 32 ДОО, с общим охватом более  шести тысяч  человек, Центр профилактики ДТП «Светофор»;

 - повысилась активность школ в городских спортивных и туристско-краеведческих мероприятиях;

 1 сентября 2014 г. вступили в силу основные  положения закона «Об образовании в Российской Федерации». Во исполнение этого закона Минобрнауки РФ разработало ряд нормативных документов, которые также вступили в силу с 1 сентября 2013 г. Проекты их опубликованы на сайте Министерства образования. Одним из таких документов является «Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях».

Согласно Программе, воспитательная компонента в деятельности  общеобразовательного учреждения становится самостоятельным направлением, которое основывается на ряде принципов и отвечает за формирование «воспитательной системы», «воспитывающей среды», «воспитательного потенциала обучения», «воспитательной деятельности», и т.д.

Программа содержит мероприятия, отражающие основные направления воспитательной деятельности, основывающейся на традиционных и инновационных подходах, педагогических системах и технологиях. Подчеркнуто, что общеобразовательные учреждения являются центральным звеном всей системы образования, фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития детей и молодёжи.

Программой определены следующие основные направления организации воспитания и социализации учащихся общеобразовательных учреждений:

  1. Гражданско-патриотическое воспитание;
  2. Нравственное и духовное воспитание;
  3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству;
  4. Интеллектуальное воспитание;
  5. Здоровьесберегающее воспитание;
  6. Социокультурное и медиакультурное воспитание;
  7. Культуротворческое и эстетическое воспитание;
  8. Правовое воспитание и культура безопасности;
  9. Воспитание семейных ценностей;
  10. Формирование коммуникативной культуры;
  11. Экологическое воспитание.

      Сегодня с целью внедрения  «Программы   развития воспитательной компоненты» проведен ряд мероприятий: на основании  программы  разработана дорожная карта по внедрению и реализации Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательные  организации, подведомственные управлению образования г. Орска. Издан приказ управления образования «Об утверждении Дорожной карты внедрения Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательные учреждения г. Орска».

         В 80% школ разработали и утвердили на педагогических советах планы мероприятий по различным направлениям реализации Программы с учетом памятных дат, традиционных мероприятий, координационного плана мероприятий учреждений дополнительного образования на 2014-2015 уч.год:

  1. В сфере гражданско-патриотического воспитания:
  • организация краеведческой деятельности;
  • организация профориентационной работы;
  • организация туристско-экскурсионной деятельности;
  • организация работы школьного музея;
  • организация экологического всеобуча.

2. В сфере нравственного и духовного воспитания:

  • организация нравственного просвещения;
  • организация приобщения к культурам народов РФ;
  • организация формирования активной жизненной позиции обучающихся.

3.В сфере воспитания положительного отношения к труду и творчеству:

  • организация знакомства со спецификой различных профессий;
  • организация дополнительного образования детей организация  в контексте внеурочной деятельности.

4. В сфере интеллектуального воспитания:

  • организация повышения мотивации к научным исследованиям;
  • организация выявления, поддержки и развития творческих способностей обучающихся.

5. В сфере здоровьесберегающего воспитания:

  • организация профилактики вредных привычек и различных форм асоциального поведения;
  • развитие здорового образа жизни и социального здоровья обучающихся;
  • развитие условий для занятий физической культурой и спортом.

6. В сфере социокультурного и медиакультурного воспитания:

  • организация предупреждения социальной агрессии и противоправной деятельности;
  • развитие эстетического воспитания;
  • создание условий для посещения музеев, выставок и др.

7. В сфере правового воспитания и культуры безопасности:

  • организация повышения правовой грамотности обучающихся;
  • создание условий деятельности органов ученического самоуправления;
  • обеспечение физической, информационной и психологической безопасности обучающихся.

8. В сфере формирования коммуникативном культуры:

создание условий для  развития школьных средств массовой информации.

9. В сфере экологического воспитания:

организация повышения уровня экологической культуры обучающихся.

 

          80% общеобразовательных школ разместили воспитательную программу, включающую Воспитательную компоненту и детализированные планы мероприятий на сайтах школ в разделе воспитательная работа.

 Научно-методическое обеспечение воспитательной работы осуществляется через:

• школьное методическое объединение классных руководителей;

 • подготовку и переподготовку  кадров на курсах повышения квалификации;

• педагогические советы;

• психолого-педагогические семинары, консилиумы;

• самообразование педагогов.

  

 В октябре 2014г. организовано расширенное обсуждение Программы на заседании городского методобъединения с заместителями руководителей ОУ  по воспитательной работе. В ноябре запланировано заседание рабочей группы на методических объединениях  классных руководителей по вопросу разработки системы оценки планируемых результатов Воспитательной компоненты.

          В  учебном году запланировано  провести  круглые столы, мастер- классы, обучающие семинары для классных руководителей по реализации Программы развития воспитательной компоненты.

Таким образом, образовательными учреждениями города уже не первый год решается задача осуществления комплексного подхода к решению проблем воспитания на основе координации деятельности специалистов различных  профилей, коренного обновления форм и методов воспитательной деятельности, модернизации материально-технической базы, повышения профессионального мастерства педагога как воспитателя. 

Внедрение Программы  воспитательной компоненты в  образовательное  пространство  города Орска не стало шоковым событием для  организаций, а лишь расширило количество направлений, стало более многогранным.

Похожие статьи

Комментариев: 0| Добавить комментарий

Добавить комментарий

Обязательные поля помечены *. Ваш e-mail не опубликуется.