В социально-экономической стратегии России «Стратегия–2020: Новая модель роста – новая социальная политика» указано на то, что на протяжении многих десятилетий одним из самых мощных внешкольных факторов социализации и воспитания юного россиянина была система дополнительного образования детей. Востребованность системы дополнительного образования детей со стороны потребителей (детей, родителей, педагогов) объясняется возможностью осуществления выбора направлений собственного личностного развития.
В системе дополнительного образования г. Орска 10 учреждений дополнительного образования детей с охватом 20821 чел. (2012 г. – 17621, 2013 г. – 18044), что составляет 85 % от общего числа школьников. 55012 чел. (2013 г. - 6229 чел 2012- 6379 чел.) посещают два и более кружков. Дети в возрасте от 5 до 18 лет занимаются в 1777 творческих объединениях, из них 48 % мальчиков 52 % девочек. Анализ возрастного состава воспитанников показал, что доля детей в возрасте 10-14 лет значительно выше (35 %), чем воспитанников других возрастов. Такая тенденция связана с тем, что именно в данном возрасте у подростков особо активизируется познавательная деятельность и стремление к самоопределению в выборе направлений собственного личностного развития.
Учреждения дополнительного образования детей города продолжают работать над единой темой «Повышение качества образовательных услуг УДО и их социально-адаптирующих функций». В 2013/14 гг. обучение велось по 434 дополнительным образовательным программам, основанным на использовании элементов личностно-ориентированных педагогических технологий, совершенствования дидактического и методического материалов, элементов проектной методики, теории решения изобретательских задач и др. Произошло качественное изменение содержания образовательного процесса по сравнению с предыдущим учебным годом. Активное внедрение современных технологий в педагогическую деятельность потребовало пересмотра программного обеспечения. За последние 3 года в учебный процесс активно внедряются экспериментальные образовательные программы (наиболее успешно процесс осуществляется в МОАУДОД «Дворец пионеров и школьников г. Орска», МОАУДОД «Радость г. Орска», МОАУДОД «Созвездие г. Орска», МОАУ ДОД «Искра г. Орска»). В связи с этим на смену типовым программам пришли адаптированные, их количество увеличилось в 1,2 раза. Таким образом, основную часть реализуемых в учреждениях дополнительного образования города образовательных программ на сегодняшний день составляют:
- модифицированные программы – 78 %;
- авторские программы – 6 %;
- адаптированные – 5 % ,
- типовые программы – 10 %.
Анализ направленностей программ свидетельствует о том, что ведущими направлениями образовательной деятельности учреждений дополнительного образования, по-прежнему, остаются спортивно-оздоровительной направленности – (20 %), художественно- эстетическое (18 %), профессионально-прикладные (19 %), научно-исследовательское (4 %), познавательное (28 %), социально-педагогическое (11 %). Наименьший спрос имеют естественнонаучное (0,7 %), эколого-биологическое (0,7 %) и спортивно-техническое (0,7 %) направления. Данная тенденция складывается исходя из спроса и социального заказа на образовательные программы, учитываются интересы детей, потребности семьи, социальный заказ образовательных учреждений города и области.
Среди общего количества преобладают программы среднего уровня реализации. В то же время можно отметить тенденцию увеличения количества разноуровневых программ, что связано с внедрением в образовательный процесс комплексных инновационных форм деятельности.
Уровни реализации дополнительных образовательных программ (количество/ в %) представлены в таблице:
Учебный год |
Всего |
дошкольного |
начального |
основного |
среднего |
разноуровневая |
2010-2011 |
424 |
34 |
88 |
128 |
122 |
52 |
100% |
8% |
20,7% |
30,2% |
28,8% |
12,3% |
|
2011-2012 |
448 |
40 |
90 |
131 |
128 |
59 |
100% |
9% |
20,8% |
28,1% |
29% |
13,1% |
|
2012-2013 |
448 |
40 |
70 |
133 |
128 |
77 |
100% |
9% |
16% |
30% |
29% |
17% |
По уровню освоения преобладают общеразвивающие (36 %) и специализированные (40 %) дополнительные образовательные программы, в то же время ведется активная разработка и профессионально-ориентированных программ (24 %), предназначенных для поддержки и развития одаренных и талантливых воспитанников, а также детей с ограниченными возможностями здоровья. Также с 2011 по 2013 год отмечается тенденция преобладания долгосрочных программ (от 1 года до 3 лет и более) над краткосрочными (до 1 года).
Сроки реализации дополнительных образовательных программ (количество /в %):
Учебный год |
Всего |
От 3 лет и более |
1-2 года |
До 1 года |
2010/11 |
424 |
215 |
148 |
61 |
100% |
50,7% |
34,9% |
14,4% |
|
2011/12 |
448 |
245 |
144 |
59 |
100% |
54,6% |
32,1% |
13,3% |
|
2012/13 |
448 |
281 |
127 |
40 |
100% |
63% |
28% |
9% |
На сегодняшний день в учреждениях дополнительного образования реализуется 5 программ дополнительного образования детей со сроком реализации от 5 и более лет. В перспективе планируется совершенствовать работу по созданию таких долгосрочных образовательных программ.
Таким образом, программное обеспечение образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования направлено на оптимизацию, высокое качество дополнительных образовательных услуг, их соответствие потребностям личности, общества и государства, а также на обновление форм и содержания образовательной деятельности.
Задачи на 2014-2015 учебный год:
- акцентировать внимание учреждений дополнительного образования на разработку учебно-методических комплексов (УМК) к каждой реализуемой образовательной программе и методических рекомендаций, методических разработок как форм обобщения педагогического опыта;
- активизировать процесс обновления форм и содержания образовательной деятельности, обратив особое внимание на развитие образовательных услуг для воспитанников старшего школьного возраста, с ограниченными возможностями здоровья и детей «группы риска».
Комментариев: 0| Добавить комментарий