Доступность дополнительного образования детей

  • Автор: Admin
  • пятница, 1 августа, 2014, 10:53
  • Комментариев: 7

В социально-экономической стратегии России «Стратегия–2020: Новая модель роста – новая социальная политика» указано на то, что на протяжении многих десятилетий одним из самых мощных внешкольных факторов социализации и воспитания юного россиянина была система дополнительного образования детей. Востребованность системы дополнительного образования детей со стороны потребителей (детей, родителей, педагогов) объясняется возможностью осуществления выбора направлений собственного личностного развития.

В системе дополнительного образования г. Орска 10 учреждений дополнительного образования детей с охватом  20821 чел. (2012 г. – 17621, 2013 г. – 18044),  что составляет 85 % от общего числа школьников.  55012 чел. (2013 г. - 6229 чел 2012- 6379 чел.)  посещают два и более кружков. Дети в возрасте от 5 до 18 лет занимаются  в  1777  творческих объединениях, из них 48 % мальчиков 52 % девочек.  Анализ возрастного состава воспитанников  показал, что доля детей в возрасте 10-14 лет значительно выше (35 %), чем воспитанников других возрастов. Такая тенденция   связана с тем, что именно в данном возрасте у подростков особо активизируется познавательная деятельность и стремление к самоопределению в выборе направлений собственного личностного развития.     

     Учреждения дополнительного образования детей города  продолжают работать над единой темой «Повышение качества образовательных услуг УДО и их социально-адаптирующих функций». В 2013/14 гг. обучение велось по 434 дополнительным образовательным программам, основанным на использовании элементов личностно-ориентированных  педагогических технологий, совершенствования дидактического и методического материалов, элементов проектной методики, теории решения изобретательских задач и др. Произошло качественное изменение содержания образовательного процесса по сравнению с предыдущим учебным годом. Активное внедрение современных технологий в педагогическую деятельность потребовало пересмотра программного обеспечения. За последние 3 года  в учебный процесс активно внедряются экспериментальные образовательные программы (наиболее успешно процесс осуществляется в МОАУДОД «Дворец пионеров и школьников г. Орска», МОАУДОД «Радость г. Орска», МОАУДОД «Созвездие г. Орска», МОАУ ДОД «Искра г. Орска»). В связи с этим на смену типовым программам пришли адаптированные, их количество увеличилось в 1,2 раза. Таким образом, основную часть реализуемых в учреждениях дополнительного образования города образовательных программ на сегодняшний день составляют:

  • модифицированные программы – 78 %;
  • авторские программы – 6 %;
  • адаптированные – 5 % ,
  • типовые программы – 10 %.

            Анализ направленностей программ свидетельствует о том, что ведущими направлениями образовательной деятельности учреждений дополнительного образования, по-прежнему, остаются спортивно-оздоровительной направленности – (20 %), художественно- эстетическое  (18 %), профессионально-прикладные (19 %), научно-исследовательское (4 %), познавательное (28 %), социально-педагогическое (11 %).  Наименьший спрос имеют естественнонаучное (0,7 %), эколого-биологическое (0,7 %) и спортивно-техническое (0,7 %) направления. Данная тенденция складывается исходя из спроса и социального заказа на образовательные программы, учитываются интересы детей, потребности семьи, социальный заказ образовательных учреждений города и области.

            Среди общего количества преобладают программы среднего уровня реализации. В то же время можно отметить тенденцию увеличения количества разноуровневых программ, что связано с внедрением в образовательный процесс комплексных инновационных форм деятельности.

            Уровни реализации дополнительных образовательных программ (количество/ в %) представлены в таблице:

 

Учебный год

Всего

дошкольного

начального

основного

среднего

разноуровневая

2010-2011

424

 34

 88

 128

 122

 52

100%

 8%

 20,7%

 30,2%

 28,8%

 12,3%

2011-2012

 448

40

90

131

128

59

100%

9%

 20,8%

  28,1%

  29%

 13,1%

2012-2013

 448

 40

70

 133

 128

 77

100%

 9%

16%

30%

29%

17%

 

            По уровню освоения преобладают общеразвивающие (36 %) и специализированные (40 %) дополнительные образовательные программы, в то же время ведется активная разработка и профессионально-ориентированных программ (24 %), предназначенных для поддержки и развития одаренных и талантливых воспитанников, а также детей с ограниченными возможностями здоровья. Также с 2011 по 2013 год отмечается тенденция преобладания долгосрочных программ (от 1 года до 3 лет и более) над краткосрочными (до 1 года). 

          Сроки реализации дополнительных образовательных программ (количество /в %):

 

Учебный год

Всего

От 3 лет

и более

1-2 года

До 1 года

2010/11

 424

215

148

61

100%

50,7%

34,9%

14,4%

2011/12

 448

245

 144

 59

100%

54,6%

32,1%

 13,3%

2012/13

 448

 281

 127

 40

100%

63%

28%

9%

 

            На сегодняшний день в  учреждениях дополнительного образования реализуется 5 программ дополнительного образования детей со сроком реализации от 5 и более лет. В перспективе планируется совершенствовать работу по созданию таких долгосрочных образовательных программ.

            Таким образом, программное обеспечение образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования направлено на оптимизацию, высокое качество дополнительных образовательных услуг, их соответствие потребностям личности, общества и государства, а также на обновление форм и содержания образовательной деятельности.

Задачи на 2014-2015 учебный год:

            -   акцентировать внимание  учреждений дополнительного образования на разработку учебно-методических комплексов (УМК) к каждой реализуемой  образовательной программе и методических рекомендаций, методических разработок как форм обобщения педагогического опыта;

- активизировать процесс обновления форм и содержания образовательной деятельности, обратив особое внимание на развитие образовательных услуг для воспитанников старшего школьного возраста, с ограниченными возможностями здоровья и детей «группы риска». 

Похожие статьи

Комментариев: 0| Добавить комментарий

Добавить комментарий

Обязательные поля помечены *. Ваш e-mail не опубликуется.