Организация внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС начального общего образования в Оренбургской области: проблемы и пути их решения. Перспективы развития интеграции общего и дополнительного образования по реализации внеурочной деятельности в ново

  • Автор: Admin
  • пятница, 1 августа, 2014, 10:53
  • Комментариев: 9

Важнейшей составляющей образовательной системы является система дополнительного образования детей, обеспечивающая воспитание, обучение, социализацию молодого человека, развитие талантливых и одаренных детей, осуществление профилактики безнадзорности, правонарушений и других асоциальных явлений в детско-юношеской среде.

Охват детей услугами дополнительного образования учащихся города Орска составляет около 75 % от общего количества школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях района.

Услугами дополнительного образования в большей степени охвачены подростки в возрасте 10–14 лет (50% от общего числа обучающихся), что является положительным фактором, так как именно для этого возраста занятость является одним из средств профилактической работы.

Обеспечивают педагогический процесс учреждений дополнительного образования  620 педагогических работника, при этом доля педагогов со стажем работы от 10 до 20 лет и более составляет 64,2 %.

Учреждения дополнительного образования  являются организаторами  и координаторами крупных социально значимых муниципальных и районных мероприятий по реализации программы гражданского воспитания, духовно–нравственного и патриотического воспитания, художественно-эстетической, физкультурно-оздоровительной, информационной, научно-творческой и социально-проектной деятельности.

Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС НОО в общеобразовательных учреждениях города организационно реализуется через модель дополнительного образования, основой  модели является муниципальная система дополнительного образования детей.

В модель дополнительного образования внеурочной деятельности ФГОС НОО включены 7 учреждений дополнительного образования  города  (из 10 МОУДОД).

            Блок внеурочной деятельности во всех учреждениях города определен 5 часами и реализуется:

  1. учителями общеобразовательных учреждений

-  «Час общения»- 1 час. Деятельность учителя начальных классов нацелена на формирование базовых национальных ценностей в  рамках духовно-нравственного,  гражданско-патриотического и правового  направления внеурочной деятельности.

2.  учителями и педагогами дополнительного образования.

- Проектно-исследовательская деятельность – 2 часа.                              Общеинтеллектуальное направление реализуется через дополнительные образовательные программы общеобразовательных учреждений и модифицированные инновационные программы дополнительного образования: «Юный интеллектуал», «Хочу все знать», «Я-исследователь».

3. педагогами дополнительного образования

- внеурочная занятость, определенная интересами самого ребёнка и запросом родителей – 2 часа,  осуществляется по направлениям: социально-психологическое, художественно-эстетическое, общекультурное, спортивно-оздоровительное.

Организационная работа по включению ФГОС в образовательный процесс проводилась поэтапно.

  1. Заключение договоров о совместной деятельности УДО и конкретной школы.
  2. Распределение учебной нагрузки учителей и педагогов дополнительного образования с учетом специфики преподаваемого предмета и их желания.
  3. Анализ ресурсов учебно-методической базы, программного обеспечения.
  4. Обсуждение программы внеурочной работы по художественной, спортивной, научной, досуговой, коммуникативной деятельности учащихся, формы их проведения и участия классных руководителей.

Решение организационных вопросов выявило много противоречий:

  • нет финансирования для расширения спектра услуг при реализации ФГОС;
  • несоответствие нормативных требований и реально отработанных норм педагогом дополнительного образования (количество детей в группах 1 года обучения должно быть 15 человек, а в группах по ФГОС – 25-30 человек);
  • ежегодное увеличение количества обучающихся и соответственно выход за рамки лицензионных нормативов;
  • дополнительные образовательные программы УДО разработаны для индивидуализации личности и рассчитаны на конкретный возрастной ценз, а требования ФГОС – обязательность посещения объединений;
  • сложность в результатах обучения детей, т.к. состав обучающихся не постоянен (нет стабильного места для занятий, не оборудованы кабинеты, материально-техническая база не соответствует специфике объединения);
  • нарушение основного принципа дополнительного образования –добровольность посещения УДО;
  • зачастую общеобразовательные учреждения склонны к потребительскому отношению, а не к  партнерским отношениям.

Наряду  с этим, проработав 3  учебных года в инновационном режиме, мы  нашли определенные плюсы интеграции УДО со школами в рамках внедрения ФГОС:

  1. Работа с большим количеством детей позволяет  выделить талантливых и одаренных учащихся и сформировать из них результативную группу, способных к  повышенному уровню  сложности обучения.
  2. Единое школьное расписание гарантирует стабильную  сохранность контингента.
  3. В перспективе, когда  все классы будут охвачены стандартами, каждый ребенок в полном объеме сможет освоить выбранную им программу дополнительного образования.

Очевидно, что существует жесткая зависимость между тем, в каких усло­виях происходит освоение содержания образования, и теми образовательными результатами, которые могут быть получены в этих условиях. Специфика УДО подразумевает практические  расширенные УУД по школьным предметам. Например, если нет соответствующим образом оборудованного кабинета физики или химии, то невозможно рассчитывать на получение результатов, соответствующих современным требованиям к качеству образования. Исходя из этого, расширены сфера действия стандарта и круг вопросов, которые он охватывает.

Эффективная реализации образовательной инициативы «Наша новая школа» требует создания системы сетевого взаимодействия общего образования и дополнительного образования детей и формирование на этой основе единого образовательного пространства района. Основными компонентами этой системы должны быть:

  • работа с одаренными детьми (выявление, развитие, поддержка);
  • развитие системы предпрофильной подготовки и профильного обучения;
  • введение новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

Успех интеграции зависит от:

  • систематического анализа потенциала учреждений дополнительного образования детей в предоставлении дополнительных образовательных услуг;
  • анализа возможностей образовательного учреждения в реализации внеурочной деятельности;
  • построения содержательной линии образовательных программ основного и дополнительного образования.

При этом направленность интеграции по образовательным областям (группам предметов) Базисного учебного (образовательного) плана для ОУ РФ должна быть выполнена. К примеру, представим таблицу интеграции программ общего и дополнительного образования детей

 

Образовательная область

Направленность интеграции

Естественнонаучная

Подготовка к ЕГЭ, олимпиадам, научно-исследовательская деятельность

Физическая культура

Формирование здорового образа жизни, ритмика, хореография, туризм

История, обществознание

Школьные музеи, жизнь в обществе, история родного края, социальные проекты

Технология

Декоративно-прикладное творчество, моделирование одежды, традиции кулинарии

Искусство

Мировая культура, народное творчество

Предполагаемые результаты интеграции для учащихся:

  • Увеличение пространства развития творческой и познавательной активности.
  • Возможность реализовать индивидуальную образовательную траекторию обучения.
  • Расширение тематики изучаемого материала.
  • Демонстрация способностей, невостребованных основным образованием.
  • Расширение спектра учебных предметов.
  • Повышение роли самостоятельной работы учащегося.
  • Раскрытие лучших личностных качеств.

Предполагаемыми результатами интеграции для образовательного учреждения станут:

  • Адекватность современным требованиям образования и воспитания.
  • Объединение усилий разных специалистов в решении общих проблем.
  • Расширение спектра выбора деятельности.
  • Появление новых перспектив развития.
  • Получение качественного педагогического результата.

Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС и должна быть интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности.

Отрадно, что с принятием ФГОС роль дополнительного образования детей существенно возрастает. Поэтому мы рассчитываем на то, что стандарт будет регулировать не только содержание образования и планируемые образовательные результаты. Стандарт второго поколения будет обеспечен гарантиями государства относительно того, что эти образовательные результаты будут достигаться в условиях определен­ной информационно-образовательной среды. Ее составляют, прежде всего, педагогические кадры (здесь существенная нехватка молодых специалистов, из-за маленьких окладов) а также материально-техническое, финансово-экономическое, информационное обеспечение.

Похожие статьи

Комментариев: 0| Добавить комментарий

    Добавить комментарий

    Обязательные поля помечены *. Ваш e-mail не опубликуется.